Образовательная профильная программа «Индийская культура» была создана осенью 2007 г. на кафедре философии и культурологии Востока факультета философии и политологии (в настоящее время – философского факультета) Санкт-Петербургского государственного университета. Руководителем программы был назначен к.ф.н. Сергей Владимирович Пахомов, штатный преподаватель кафедры. В состав Совета программы вошли также к.фил.н. Андрей Всеволодович Парибок, д.филол.н. Ярослав Владимирович Васильков, ассистент Анна Аркадьевна Нейвирт. В 2010 г. в преподавательский штат программы вошла к.ф.н., ассистент Евгения Алексеевна Десницкая.

По сути, создание этой программы стало лишь официальным подтверждением того факта, что уже с самого начала образования кафедры философии и культурологии Востока в 1999 г., на ней преподавались индологические дисциплины. А в 2001 г. был произведен целенаправленный набор в первую группу студентов-индологов, выпуск которой состоялся в 2006 г., и в том же году была набрана новая группа. В настоящее время эта группа уже закончила свое обучение. В 2008 г. был осуществлен третий набор студентов, произведенный уже целиком в рамках данной образовательной профильной программы. В 2010 г. к этой группе, которая на настоящий момент учится на 5-м курсе, добавилась очередная группа студентов. В 2013 г. данная программа готовится принять первых студентов бакалавриата, и тем самым некоторое время по специализации будут учиться два типа студентов – специалисты и бакалавры.

Образовательная профильная программа «Индийская культура» готовит специалистов (бакалавров)-культурологов в области индологии, страноведов широкого гуманитарного профиля. Учебные программы подобраны таким образом, чтобы дать студентам возможность глубоко изучить как традиционную культуру Индии, так и современные реалии этой страны.

В течение четырех лет обучения по данной образовательной профильной программе (в бакалавриате) студенты имеют возможность прослушать около 30 специальных и общих дисциплин, а также ряд дисциплин по выбору, имеющих отношение к индологии. Подавляющее большинство этих дисциплин касается различных вопросов индийской философии, религий и культуры. Три этих структурных блока преподаются учащимся на равной основе, без выделения в качестве приоритетного какого-либо одного из них. Кроме того, из-за синтезирующего, ассимилирующего характера традиционного индийского мировоззрения, а также терминологической и семантической расплывчатости, практически все читаемые дисциплины, формально относясь к одному из трех блоков, затрагивают на самом деле тематику и двух оставшихся. Во многом это делает содержательное расчленение данных блоков условностью.

Уже на первом курсе студенты имеют возможность прослушать две общих дисциплины, подготавливающие их к усвоению более сложных специальных дисциплин. Первая дисциплина, «Введение в специальность», является своего рода квинтэссенцией всего последующего комплекса образовательных предметов, поскольку затрагивает сюжеты, относящиеся к разным аспектам этого комплекса – мифологию, культуру, философию, искусство, литературу, равно как изучение и восприятие Индии на Западе. Вторая дисциплина, «История Индии», показывает развертывание исторических событий в регионе в их хронологической последовательности, увязывая разнообразные элементы жизни страны в единое диахроническое целое.

В блоке по философии преподаются дисциплины, относящиеся к разнообразным проблемам индийской философской мысли. На материале соответствующих философских текстов студенты учатся оперировать традиционными философскими категориями, анализировать их, учитывая конкретный когнитивный контекст и проводя сравнение с западными аналогами. Очень большое внимание уделяется философской проблематике буддизма.

Религиоведческий блок охватывает не менее широкий тематический спектр. Студенты приобретают знание основ индийской религиозности, вероучений, исторического развития религий, их психологических и социологических аспектов. Они исследуют мифы и образы, культы и ритуалы индуизма, джайнизма, сикхизма и буддизма.

Собственно культурологический блок затрагивает темы индийского искусства, литературы, науки, быта, социальных предписаний и т. д. Аналитическое освещение индийской культуры строится в таком ключе, чтобы показать различные проявления ее самобытности, но вместе с тем продемонстрировать и ее «лики» в манифестациях других культур. При этом на всем протяжении четырехлетнего цикла проводится постоянное сопоставление индийских форм культуры с аналогичными западными и российскими формами, что позволяет студентам постигать «инаковое» не как далекую и загадочную экзотику, но как логичное, закономерное следствие условий индийской культурной жизни и индийского менталитета, имеющих немало общего с неиндийскими аналогами. Важнейшей дисциплиной данного блока, равно как и всего периода обучения, является «История культуры Индии».

Исследование любого региона тесно связано с постижением его языка, поэтому студенты-индологи изучают санскрит как базовый язык индийской классической учености, а также хинди как один из основополагающих языков современной Индии. По сути, студенты не расстаются с индийскими языками в течение всего периода своего обучения. Однако нужно подчеркнуть, что из-за отсутствия филологического уклона наша образовательная профильная программа не предполагает интенсивного погружения в исследование индийских языков как таковых, но использует их в качестве полезнейших средств освоения духовного наследия южноазиатского региона.

Совет образовательной профильной программы «Индийская культура» заботится о развитии научных и образовательных контактов, участвует в разных научных проектах (конференции, семинары, издание сборников статей и т.д.), а то и прямо инициирует их. Помимо упомянутых выше штатных сотрудников, несущих основную преподавательскую и учебно-методическую нагрузку, в программе в разной мере задействованы и специалисты, представляющие и другие научно-образовательные структуры города – Кунсткамеру, Музей истории религий, Институт восточных рукописей, восточный факультет СПбГУ и др. Преподаватели по данной программе поддерживают давние и тесные связи с Генеральным консульством Республики Индии в Санкт-Петербурге.

Совет программы всецело поощряет научно-исследовательскую деятельность студентов, помогает им в их развитии, а также способствует тому, чтобы они по мере возможности постигали специфику изучаемой страны непосредственно в самой же этой стране. Благодаря научным связям преподавателей программы у студентов данной программы открывается возможность совершенствования в контексте учебной и профессиональной практиках в некоторых научно-образовательных учреждениях города, например, в Кунсткамере.

Дипломированные специалисты (а в недалеком будущем – и бакалавры), выпускаемые кафедрой философии и культурологии Востока, становятся важной творческой силой в научно-исследовательской, преподавательской, информационно-просветительской и иных областях, включая те, в которых находят свое плодотворное преломление российско-индийские связи.

В целом образовательная профильная программа «Культура Индии» представляет собой систему, открытую для различных новаций, проистекающих из запросов современности, гибко реагируя на трансформации в сфере высшего образования, в то же время опираясь на солидный фундамент многолетней практики преподавания индологических дисциплин и работы со студентами, увлекающимися индологической проблематикой.

РАБОТА

Выпускники смогут реализовать себя: как переводчики и редакторы классических текстов с санскрита и с новоиндийских языков; эксперты и аналитики в различных сферах индийской культуры, искусства, литературы, религии и философии; администраторы и эксперты в туристическом бизнесе, ориентированном на страны Востока; сотрудники связанных с Индией российских и зарубежных образовательных, культурно-просветительских, научных структур и центров; сотрудники индийских консульств, посольств, миссий в России и аналогичных российских структур в Индии; преподаватели индологии в вузах.

 


Сайт создан в системе uCoz